Научные суда и обеспечение рейсов в руках опытных профессионалов

Отправлено 18 мар. 2015 г., 20:28 пользователем Tin Tinro   [ обновлено 19 мар. 2015 г., 0:12 ]

Двадцать лет назад ТИНРО-Центру для проведения научных исследований были выделены суда Тихоокеанского управления рыбной разведки и научно-исследовательского флота ТУРНИФ. Для управления ими на правах филиала института была создана База исследовательского флота. О задачах, стоящих перед БИФ ТИНРО, и о людях благодаря которым возможно их выполнение рассказал начальник Базы исследовательского флота ТИНРО-Центра Лев Свиридов.

 

– Лев Николаевич, скажите, когда появилась ваша организация и когда были сделаны уже с ней первые рейсы?

– База исследовательского флота ТИНРО-Центра была создана как филиал института по решению Комитета РФ по рыболовству Приказом ТИНРО № 60 от 14 марта 1995 г. На основании этого приказа из ТУРНИФа были выделены суда, которые имели класс НИСов – это было 5 судов серии «Атлантик 833» и НИСов, преобразованных в PC-300 .

С этим флотом мы и начали работать и уже в 1995 году два судна с водолазным оборудованием сейнеры «Гастелло» и «Убежденный» вышли весной в море. И начиная с этого времени все задачи, которые ставились перед нами, выполнялись. В общей сложности нам за двадцать лет удалось выполнить более 500 рейсов. Наши суда хорошо насыщены современной техникой (акустической, навигационной и т.д.), то есть у нас есть возможность контролировать работу всех систем, с помощью которых проводятся исследования.

– Какая цель ставилась перед БИФом и менялась ли она в течение времени?

– Основная задача филиала - это обеспечение проведения морских исследований. То есть филиал предоставляет суда, полностью готовые к проведению экспедиций – отремонтированные, снабженные всем необходимым, с обученным экипажем. Основная задача не менялась все двадцать лет, менялись способы ее осуществления. То есть одно время, до 2009 г. нам давали квоты на вылов, мы добывали ресурсы, перерабатывали их и за счет их реализации мы содержали флот и проводили научные исследования.

Затем мы, как и практически вся отраслевая наука, стали работать, получая прямое финансирование. Сейчас с 2015 г. мы вновь работаем в новой организационно-правовой форме бюджетного учреждения, сильно отличающейся от предыдущей унитарного предприятия. В настоящее время наша деятельность регулируется 44 Федеральным законом, и конечно поначалу нашим производственным подразделениям трудно планировать работу при новых требованиях. А планировать заблаговременно нам приходится очень много и делать это по возможности безошибочно. Решать срочно возникающие ситуации, связанные с изменениями расходов, становится трудно. Но мы готовились к такой работе, и мне кажется, что база флота справилась с этой задачей. Хочу отметить, что в процессе подготовки к реорганизации ФГУП в ФГБНУ и самой реорганизации мы тесно работаем со службами ТИНРО-Центра и их помощь была велика. Я не гарантирую, что нам все удалось сделать без ошибок, но мы стараемся неукоснительно выполнять все новые требования. Однако у нас есть доказательство того, что нам все же удалось сделать большую часть работы правильно – два наших судна НИСы «Профессор Кагановский» и «Осмотрительный» вышли в рейс.

– Как происходит подготовка к дальнейшим рейсам?

– Сейчас мы с таким же напряжением трудимся для того, чтобы подготовить следующие экспедиции. Большая часть наших судов, и большие, и маленькие должны выйти в море в мае. В конце марта у нас отправляется в рейс НИС «Бухоро» и мы уверены, что у нас получится вовремя подготовить судно, сейчас над этим идет большая работа.

БИФ ТИНРО справляется со своими задачами в первую очередь за счет профессионализма своих сотрудников. Этот принцип не меняется уже многие годы. Когда у нас были свои квоты и мы производили продукцию, то у нас был большой опытный коллектив, специализирующийся на добыче. И сейчас навыки наших трал-мастеров, механиков и других сотрудников остаются полезными и очень нужными при проведении научных исследований.

– Обеспечение научных исследований и обслуживание НИСов невозможны без опытного персонала. Ваш коллектив уже вполне сформировавшийся и наверное хорошо подготовленный?

– Да, безусловно, у нас очень много опытнейших сотрудников – и механиков, и матросов, и управленцев. По мере необходимости появлялись новые службы и новые люди. Я благодарен нашим работникам – это ответственные специалисты высокого класса.

Примечательно, что даже после очень многих лет службы наши ветераны не уходят, а просто занимают другие должности, с чуть меньшими нагрузками. Например, Савалюк Виктор Гаврилович, бывший главный инженер, и поныне является нашим экспертом и консультантом по ремонту и обслуживания судов. Сейчас должность главного инженера занимает не менее опытный человек – Царьков Геннадий Петрович. Умелый и образованный специалист возглавляет механико-судовую службу – Желязников Роман Викторович.

Для нас всегда во главе угла стояла безопасность мореплавания, о качестве работы этого отдела, возглавляемого Пикой Александром Никифоровичем, красноречиво говорит практически полное отсутствие аварийных ситуаций за 20 лет. Наши экипажи дисциплинированы и конечно внимательно относятся ко всем требованиям обеспечения безопасности на судне.

И, конечно, мы гордимся и своими капитанами, среди которых также было и есть много очень умелых и закаленных людей – Евгений Иванович Шмелев, Воробьев Владимир Васильевич, Морозов Федор Федорович, Жириков Александр Викторович, Паккер Александр Викторович, Стафикапуло Алексей Георгиевич. Кроме того у нас есть и женщина-капитан – Михайлова Ирина Валерьевна (капитан «Профессора Кагановского»), одна из лучших капитанов, которая доказала, что и женщины могут справляться с этой работой не хуже мужчин. Отрадно, что им на смену подрастают не менее достойные специалситы из старпомов.

Разумеется при проведении научных рейсов очень многое зависит от нашей службы добычи, поскольку траление это – наш главный способ исследований. Качественный прогноз можно сделать только при нормальном сборе данных, поэтому здесь работа профессионалов очень важна. Много лет этой службой руководил Бегунов Александр Владимирович, и сейчас такой же опытный трал-мастер Шперук Михаил Валентинович занимает эту должность.

Наши механики – это также высококлассные специалисты. Бухгалтерию у нас и возглавляет  опытные сотрудники  -главбух Ленкова Нина Евгеньевна и ее заместитель Садовникова Галина Ивановна.

– Какие планы на текущий год у Базы исследовательского флота?

– В этом году у нас будут задействованы все имеющиеся суда, план-график экспедиций давно разработан и мы следуем ему. Мы собираемся провести более 20 научно-исследовательских экспедиций на Дальневосточном бассейне и в Арктике. В 2015 г. у нас будет экспедиция в море Лаптевых, это новый район, очень любопытный для ученых как потенциальная сфера интересов рыбаков.

В целом, можно сказать, что потенциал нашего флота выше, чем он используется, и мы готовы сотрудничать с другими компаниями, которые также могут быть заинтересованы в проведении рыбохозяйственных либо других морских исследований.

Comments