О проблемах развития лососеводства в Приморье

Отправлено 24 авг. 2014 г., 19:59 пользователем Tin Tinro   [ обновлено 25 авг. 2014 г., 20:16 ]

При всем разнообразии водных биоресурсов Приморский край беден лососевыми рыбами, которые являются объектами скорее спортивно-любительского, чем промышленного рыболовства. Такова природа Приморья, реки которого имеют ограниченные площади нерестилищ лососей (1,2 тыс. га). Давно известно и убедительно обосновано наукой, что увеличить ресурсы лососей до масштабов, сопоставимых с другими приморскими регионами Дальнего Востока, можно только за счет искусственного воспроизводства. Такой подход нашел отражение в комплексной целевой программе (КЦП) «Лосось» (1980), в соответствии с которой в период 1981-1985 гг. были построены два лососевых завода (Рязановский ЭПРЗ и Барабашевский ЛРЗ).

Девяностые и нулевые годы на Дальнем Востоке ознаменовались обширным строительством новых и реконструкцией существующих заводов во всех регионах, считающихся лососевыми – Сахалине, Камчатке, Магаданской области. Приморский край, особенно нуждающийся в лососеводстве, остался в стороне от этих событий. Разработанная в ТИНРО программа «Лосось Приморья» (1994), призванная дать толчок развитию лососеводства в крае, предусматривала строительство 19 лососевых заводов, в основном малых, общей мощностью 446 млн. шт. молоди кеты, симы и горбуши  с планируемым возвратом 12,6 тыс. т. лососей. Программа не была реализована, ни одного завода по ней не было построено.

Лососеводство в России, в отличие от товарной аквакультуры, всегда оставалось прерогативой государства. Это позволяло ему развиваться даже в перестроечное время, когда другие направления аквакультуры были свернуты. Но в последние годы и в лососеводство пришел бизнес и стали строится негосударственные лососевые заводы, в основном на Сахалине. Работа 23 негосударственных и 5 арендованных заводов в настоящее время позволили увеличить вылов кеты в 3,8 раза при увеличении выпуска молоди только в 1,5 раза (Каев,2007).

Этот подход оказался успешным, спровоцировав вопрос о возможности передачи государственных заводов в аренду бизнесу.

По этому пути давно развивается мировая аквакультура. В частности в Японии крупные лососевые заводы, как и центры марикультуры (сайбай центры), требующие для создания крупных материальных затрат, возводятся за счет государства. Государственная наука разрабатывает технологию для таких заводов и проводит отладку всех процессов. И только после этого материальная база с отработанными технологиями передается производственным кооперативам. Это наглядный пример государственно-частного партнерства в аквакультуре. Государство несет затраты на стадии создания производств и технологий, а в дальнейшем все расходы ложатся на производственников (частный бизнес). В современных условиях дефицита бюджетных средств реализация такого зарубежного опыта могла бы быть действенной мерой снятия нагрузки на бюджет.

Решение таких масштабных проблем – завтрашний день отечественного рыбного хозяйства. А сегодня опыт Сахалина пытаются использовать бизнесмены в других регионах, в частности в Приморье.

Как отмечено выше ТИНРО в 90-х годах разработал программу строительства малых заводов в крае. В современных условиях вернулись к этой программе, имея в виду, что заводы будет строить и эксплуатировать бизнес, поэтому они должны быть максимально экономичными. С этой целью была выбрана новая технология, основанная на использовании теплых природных водоисточников и садковом подращивании молоди перед выпуском в море.

В 2011 г ТИНРО-Центр приступил к обследованию возможности размещения малых лососевых заводов на реках края с участием частного капитала. Этот подход оказался более успешным для краевого лососеводства и менее чем через два года два лососевых завода были введены в строй, произведя первые выпуски молоди кеты У первопроходцев частного лососеводства вскоре появились последователи и в Государственной программе «Развития рыбохозяйственного комплекса Приморского края на 2013-2017 годы» лососеводству посвящен раздел, где предусмотрено строительство  шести частных заводов и двух цехов по садковому подращиванию молоди кеты.

В результате реализации раздела выше указанной программы, выпуск молоди кеты к  2018 г может достичь 70 млн. шт. жизнестойкой молоди кеты. К 2020 г общий возврат кеты в реки Приморья может составить около 3,0 тыс. т. (для справки - 2013 г ОДУ кеты в крае равен 122 т, а в 2014 г – 204 т). Этому может способствовать не только само количество заводов, но и использование новой технологии получения молоди. Она основана на использование теплых природных водоисточников и применении садкового подращивания молоди перед выпуском в море. Работа двух частных заводов в сезон 2012-2013 г показала результативность использования данной технологии. Частные заводы в апреле впервые выпустили  молодь кеты в объеме 367 тыс. шт. Весной 2014 г оба завода уже выпустили порядка 2,265 млн. шт. молоди. На 2015 г планируется выпустить уже 9 млн. шт. молоди кеты.

Однако, с момента их деятельности администрации заводов столкнулись с целым рядом проблем. Одни лежат в сфере российского законодательства, другие на местном уровне. Если с российским законодательством в связи с выходом  ФЗ № 482298-5 «Об аквакультуре …» медленно, но решается, то на местном уровне все намного сложнее.

Одной из основных проблем является проблема обеспечения закладки икры на инкубацию на первых годах деятельности нового лососевого завода. Строительство завода, как правило, осуществляется на тех реках, где есть выходы теплых грунтовых вод, пригодных обеспечить оптимальные условия для инкубации икры без дополнительного подогрева воды (как на Рязановском ЭПРЗ). Как правило, в такой реке отсутствует сколько либо значительное материнское стадо кеты. Такое стадо надо сформировать практически заново. Это обычная практика в мировом лососеводстве, когда создается новое стадо на «пустых» реках. Такой опыт есть и в отечественном лососеводстве.

Возможность создания собственного стада кеты на малых реках Приморья показал опыт работы Рязановского ЭПРЗ и ЛРЗ «Комета» в Совгаваньском районе.

В процессе строительства Рязановского ЭПРЗ на уже построенной дрене в течение двух лет осуществлялась закладка 200 тыс. шт. икры кеты с р. Нарва (Марковцев, 2013). После начала работы завода (первый официальный выпуск молоди в 1987 г. составил 5 млн. шт. за счет икры с р. Барабашевка ) численность кеты реки постепенно начала возрастать. В 1989 г от кеты р. Рязановка ( отловлено 3,5 тыс. штук) было заложено уже 3,9 млн. шт. икры. К 1992 г. численность кеты в реке достигла уже 35,9 тыс. шт. (Горяинов, Крупянко, 2007).

При создании маточного стада кеты на ЛРЗ «Комета» (Совгаваньский район) использовали икру производителей из р. Сивучи (оз. То чуть южнее Де-Кастри).  Икру отвозили на Анюйский завод (Хабаровский край) и затем на стадии глазка перевозили на новый завод. Первые закладки были малыми (менее 1 млн. шт.). После трех выпусков молоди с 2007 г завод начал закладывать икру уже от собственных производителей и два года численность производителей составляла от 54 до 42 тыс. шт.

Данные факты красноречиво говорят о возможности строительства лососевых заводов на непродуктивных реках, в которые в настоящее время не заходят производители кеты или их численность очень низкая.

Именно к таким рекам относятся реки Северного Приморья, где есть благоприятные температурные условия (наличие теплой природной воды), но малые нерестовые площади для кеты, которые не обеспечивают создание промышленного стада этого вида.

Где же брать рыбу для новых лососевых  заводов первые 3-4 года до подходов заводской рыбы?

Опыт работы двух первых заводов сразу выявил серьезные проблемы в их функционировании. Согласно существующему законодательству для получения разрешения на отлов производителей для закладки икры новый завод должен за 1,5 года подать утвержденную программу своей работы, которая должна быть представлена до 1 апреля, года предшествующего году отлова. Иными словами новый завод после вступления в строй практически должен два рыбоводных сезона простаивать или где-то закупать икру. Что и произошло с первыми частными заводами в крае. Заводы, вступившие в строй в 2011 г, смогли выпустить молодь лишь в 2013 и 2014 г за счет закупа икры на стадии глазка. И только весной 2014 г. двум заводам выдали официально разрешение на вылов производителей.

Другая проблема оказалась еще более сложной и связана с возможностью для завода получить рыбоводный участок на той реке, где построен завод. В соответствии с правилами организации торгов на право заключения договоров на пользование рыбоводным участком (Постановление Правительства № 450 от 15 мая 2014 г) владелец завода имеет столь мизерные преимущества перед конкурентами, заявившимися на реку, где уже стоит завод, что риск остаться без рыбоводного участка очень велик. Иными словами реальная рыбоводная деятельность практически не учитывается, а торги может выиграть претендент, заплативший больший взнос.

Вероятно, по этой причине всплеск активности частного капитала в стремлении участвовать в лососеводстве в крае сменился затишьем. Заказчики новых заводов отступили и рыбоводно-биологические обоснования, разработанные для них ТИНРО-Центром, остаются без реализации.

На наш взгляд возросший интерес в крае к лососеводству был связан с надеждами на закон об аквакультуре. Однако принятый закон не решил всех проблем, как и выходящие подзаконные акты. А проблем много. Помимо отмеченных выше это и проблемы с получением кредита в Россельхозбанке и получением земельных участков под строительство заводов.

Необходимо подчеркнуть, что общая проблема лососеводства состоит в том, что лососевый завод строится не в городе или крупном поселке, где уже существует сформировавшаяся инфраструктура. Поэтому помимо непосредственных затрат на строительство завода, на его владельца ложатся затраты на создание инфраструктуры. Это в первую очередь строительство дороги и обеспечения электроэнергией. И здесь примером может служить Сахалин, безусловный лидер лососеводства на Дальнем Востоке. Так администрация Сахалинской области в качестве помощи частному капиталу строит дороги к месту размещения нового завода.

В заключение следует сказать, что Приморью не обойтись без лососеводства. Надежны на крупные государственные вложения в строительство новых заводов следует оставить, зная общую ситуацию с бюджетом в стране. Решение проблем, безусловно, связано с бизнесом. Но ему надо помочь.

 

Акулин Валерий Николаевич, к.б.н., зам. генерального директора ФГУП «ТИНРО-Центр»

Марковцев Виктор Григорьевич, к.б.н., ведущий научный сотрудник отдела воспроизводства гидробионтов ФГУП «ТИНРО-Центр»

Платонов Александр Григорьевич, исполнительный директор дальневосточной ассоциации аквакультуры

Comments