Сайра: традиционный объект – традиционные проблемы

Отправлено 10 нояб. 2016 г., 22:08 пользователем Tin Tinro

Уже к началу ноября сайровая путина на Дальнем Востоке была завершена с относительно скромными результатами – 14 тыс. тонн. Такой объем аналогичен уровню 2014 и 2009 гг., которые считаются неудачными, но превышает вылов откровенно провальных рыбалок в 90-е, когда не было добыто и 10 тыс. тонн.

Причин недолова в этом году как всегда много – это и неблагоприятные погодные условия, и нехватка поисковых работ на путине. Однако главная причина лежит на «водной поверхности» – малое количество добывающего флота на путине.

В этом году в сайровой путине было задействовано меньше судов, чем в предыдущие годы. Даже в пик промысла было выставлено 27 единиц флота, тогда как в 2015 г. работало 35, а в 2014 г. – 43. При таком небольшом количестве сайроловов высокие результаты могут быть только в исключительно благоприятных погодных и гидрологических условиях. Но в этом году, циклоническая активность уже в сентябре была заметной, количество штормовых дней в сентябре и октябре было значительным, примерно в два раза больше, чем в прошлом году. Любой рыбак, работавший с сайрой, знает, что после одного штормового дня с простоем судна потребуется потратить еще день-другой на поиски скоплений. Так постоянно происходило и в ходе этой путины. Но при этом гидрологические условия неблагоприятными назвать нельзя. В этом году мощный антициклон мешал развитию первой ветви Ойясио, по которой сайра обычно уходит в воды Японии. Основные скопления были сосредоточены на участке между первой и второй ветвями Ойясио, в начале путины возле пролива Фриза и острова Урупа, в конце сайра сместилась ко второй ветви течения. И хотя в открытых водах промысел сайры на спецсудах начался еще весной, небольшое количество судов по ходу путины и даже в августе-сентябре не позволило достичь высоких результатов.

 Сайра является таким объектом, который не дает второго шанса. Как только формируются благоприятные для ее промысла условия, на нее нужно направлять все силы добывающего флота. При этом научное сопровождение должно быть непрерывным и многосторонним (научно-поисковые работы, использование спутниковых данных, обмен промысловой информацией, оперативное прогнозирование), а государственные органы должны быстро решать возникающие межведомственные вопросы. К примеру, в Японии вопросам научных рекомендаций и краткосрочного прогнозирования уделяется большое внимание. Японские ученые проводят масштабные съемки, в том числе и предпутинные (в этом году для участия в совместных работах на НИС «Хокко Мару» были приглашены специалисты ТИНРО-Центра), во время путины также работают научные суда.

В России подготовка и проведение путины также происходит организовано. Объединенный штаб сайровой и сардино-скумбриевой путины был сформирован уже в начале мая этого года в Росрыболовстве, с июня начались еженедельные селекторные совещания. Рыбакам поступала информация о появлении скоплений, давался прогноз промысловой обстановки, капитаны судов докладывали о проблемах, связанных с организацией лова. Научное сопровождение путины традиционно обеспечивали институты Росрыболовства, ТИНРО-Центр и СахНИРО. В этом году научно-поисковые работы попутно осуществляло НИС «ТИНРО» в ходе комплексной съемки в Южно-Курильском районе и открытых водах северной части Тихого океана. Благодаря информации о наиболее перспективных участках лова, предоставляемой ТИНРО-Центром, добыча  скумбрии и сардины суммарно оказалась на уровне сайры, 13,8 тыс. тонн (7,1 и 6,7 тыс. тонн соответственно). Рыбаки выразили благодарность ученым за их работы, в целом, для только возобновившегося промысла эти результаты можно считать первым шагом.

К сожалению, задействовать в этих исследованиях другие средние рыболовные траулеры наука не смогла из-за ограниченного финансирования. Вместе с тем ученые вполне обоснованно говорят, что эти работы позволили бы улучшить качество оперативного прогнозирования. Поскольку скопления сайры всегда держатся разрозненно и часто перемещаются, рыбакам приходится постоянно искать промысловые концентрации, что означает дополнительные экономические издержки и потерю промыслового времени. Поэтому для добытчиков так важна информация о расположении скоплений, которые могли бы находить специальные суда, работающие в поисковом режиме. В предыдущие годы на сайре работали НИСы «Владимир Сафонов» и «Профессор Леванидов», с их помощью удавалось неоднократно наводить рыбаков на такие скопления.

 Еще одним важным направлением научной поддержки сайрового промысла, где также можно использовать НИСы, является совершенствование орудий лова. Специалисты ТИНРО-Центра непрерывно занимаются разработкой новых технологий добычи сайры, в том числе создание нового высокоэффективного светового оборудования, конструкций ловушек для сайры, ученые имеют целый ряд запатентованных достижений. Но для испытаний этих разработок целесообразно использовать научное судно, которому не столь критичны потери промыслового времени в ходе путины. Однако, несмотря на то, что сайра была несколько лет назад признана стратегическим объектом  национальной продовольственной безопасности, объем средств на ее изучение не увеличивался.

Вопросами изучения и контроля за состоянием запасов сайры и других водных биоресурсов в Северной Пацифике занимается Северотихоокеанская комиссия по рыболовству, кроме того Россия и Япония проводят регулярные совещания по трансграничным пелагическим объектам и разрабатывают совместные научно-исследовательские программы. Также возобновление промысла сардины и скумбрии в акваториях южных Курильских островов и в прилегающих тихоокеанских водах актуализирует проведение ресурсных исследований в этом районе. Но если у ученых есть пути получения информации для разработки рекомендаций к освоению пелагических ресурсов, то рыбакам в первую очередь нужны поисковые работы, краткосрочное и оперативное прогнозирование. Здесь использование одного судна в предпутинной съемке и научно-поисковых работах в ходе массового промысла сайры, сардины и скумбрии не так эффективно, потому что все три объекта редко держатся рядом. Сайра предпочитает более холодные воды, в отличие от теплолюбивых сардины и скумбрии. Организованная работа нескольких судов, вкупе с деятельностью научных сотрудников на плавбазах и береговой приемке, могла бы принести рыбакам значительно больше пользы.

В этом году специалисты ТИНРО-Центра работали на специализированном судне ССК «Ника-101», на плавбазе «Петр Житников», наблюдатели также были на острове Шикотан. В настоящее время научный наблюдатель продолжает работать на судне «Ника-101», которое сейчас перешло в японскую исключительную экономзону. Плавбаза «Петр Житников» по завершению промысла сайры переместилась в Охотское море на приемку сельди, научная группа на ней теперь принимает участие в работе штаба сельдевой путины. Ученые приступили к обеспечению научно-информационной поддержки промысла сельди и минтая, который продлится до конца марта (сезон А).

Comments